Задание по Беседы об искусстве

10 апреля 2020

ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
«БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ» (1 класс)  

Ребята, мы с вами уже многое прошли, поэтому предлагаю вам для самостоятельной работы вот такой материал. Коротко опишите все жанры и поджанры в своих тетрадях.
Я надеюсь, вы не забыли, что наши тетради мы ведем до конца учебы в школе и что их нельзя терять ни в коем случае!
Успехов вам и помните, что человек учится в первую очередь сам!
Если вам нужна какая-то помощь, то вы всегда можете позвонить мне.

Тема «ЖАНРЫ» в изобразительном искусстве.

Конкретные задания указаны в презентациях, выложенных на сайте школы в разделе «Галерея»
Материал для повторения
Жанр (от фр. Genre -  род, вид) изобразительного искусства – область изобразительного искусства, ограниченная определенным кругом тем и предметов изображения.
Для определения жанра произведения нужно ответить на вопросы: «Что изображено?», «Что является предметом изображения?».
Понятие  жанр сложилось в XV - XVI вв. в связи с развитием искусства. Современное понятие жанра особенно развито в области станковой живописи и скульптуры (самостоятельное произведение, не связанное с каким-либо художественным ансамблем или с утилитарными функциями).
Понятие жанра историческая категория - сложившиеся жанры претерпевали изменения в процессе исторического развития искусства. С течением времени в изобразительном искусстве появлялись новые жанры или иногда подвиды жанра – например, марина, как разновидность пейзажа, дружеские шаржи как разновидность портрета и т.д. Постепенно возникают жанры синтетического характера: например, сочетание бытового жанра с пейзажем и др. История сложения и развития различных жанров в изобразительном искусстве иллюстрирует естественный процесс исторического развития искусства, это наглядное свидетельство работы человеческого сознания, отражение понимания человеком действительности, стремление эстетически ее осмыслить.
К жанрам изобразительного искусства относятся:
Натюрморт (от фр. nature morte - "мертвая природа") - так принято называть изображение неодушевленных предметов (обычно домашней утвари, плодов, цветов, атрибутов какой-либо деятельности), объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт  может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины.
Портрет (название этого жанра происходит от старофранцузского  выражения, означающего «воспроизводить что-либо черта в черту»). К этому жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей). Каждый портрет передает индивидуальные, присущие только портретируемому (или, как говорят художники, модели) черты внешнего вида. Однако внешнее сходство не является единственным критерием для определения художественного достоинства портрета.  В портрете наряду с внешним сходством в облике человека отражаются его духовные интересы, социальное положение, типические черты той эпохи, в которую он жил. Ценность портрета зависит от того, насколько глубоко художник сумел понять внутренний мир изображаемого человека, передать его характерные черты. 
Пейзаж (от фр. "страна", "местность") - один из наиболее распространённых жанров живописи – это изображение природы.
До XVII  века пейзаж оставался лишь фоном, на котором разворачивалось действие картин или позировала модель. Самостоятельным жанром его сделали голландские художники – они первыми начали писать городские пейзажи и марины (морские пейзажи). В  XVIII веке был очень популярен архитектурный пейзаж – ведута ("вид" по-итальянски). На больших холстах художники с предельной точностью запечатлевали облик городов, благодаря чему мы знаем, как они тогда выглядели. В первой половине XIX века художники начинают изображать не просто природу, а ее различные состояния. На пейзажах возникают гроза, сумерки, туман, закат солнца… В этот период французские художники (А.Руссо, К.Коро) стали писать природу прямо на открытом воздухе (раньше пейзажисты творили в мастерских с помощью натуральных рисунков и воображения). Во второй половине XIX века появились художники- импрессионисты, которые работали на пленэре. Эти художники создали особую живописную манеру, накладывая краску на холст раздельными мазками чистого цвета, которые смешивались в глазах зрителя и составляли более сложные оттенки и цвета. Эти картины по-новому передают световоздушную среду, он рассчитаны на то, чтобы смотреть их с расстояния, так как вблизи зритель видит лишь «мешанину» из мазков и точек.
Исторический жанр – жанр, который посвящен изображению значимых исторических событий и явлений (в основном художники этого жанра обращаются к историческому прошлому, но также они могут показать и недавние события, если их историческое значение признано современниками). Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым, портретом, пейзажем. Особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром, когда показываются исторические баталии, крупные сражения и военные события.  
Батальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. (Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную художнику жизнь армии и флота).
Мифологический жанр (от  гр. Mуthos - предание) - жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они составляют важнейший источник художественного творчества. Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно-аллегорическим содержанием. Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин и фресок знаменитых художников. В XVII — начале XIX вв. представление о картинах мифологического жанра значительно расширяется:  они служат для воплощения высокого художественного идеала (Н. Пуссен, П. Рубенс), сближают с жизнью (Д. Веласкес, Рембрандт), создают праздничное зрелище (Ф. Буше, Дж. Б. Тьеполо). В XIX в. мифологический жанр служит нормой высокого, идеального искусства (Ж.-Л. Давида, Ж.-Д. Энгра, А. Иванова).
Библейской жанр – изображение сцен и сюжетов библейской истории.  (Но это не ИКОНОПИСЬ (!!!), а именно живопись – где действуют другие законы изображения). Иногда исследователи объединяют данный жанр с мифологическим и определяют одним термином – библейско-мифологический.
Сказочно-былинный жанр – изображение сцен и героев из сказок, былин, преданий.
Бытовой жанр (фр. genre, нем. Sitten-bild) — жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной жизни человека. Бытовые события, запечатленные художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времен. Бытовой жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в XVI— XVII вв. Голландские живописцы любовно воссоздали жизнь самых разных слоев общества. Позже, в XIX веке ряд художников, работающих в данном жанре, переходят к критическому осмыслению общественно-исторического содержания повседневной жизни.
Анималистический (анималистика) (от лат. animal — «животное») –  это  изображение животных.  Героями произведений художников-анималистов выступают звери, птицы  и рыбы.